Авторское право курсовые работы

Содержание скрыть

1.1 Признаки объекта авторского права.

1.2 Виды охраняемых произведений.

1.3 Творческие результаты, на которые не распространяются нормы авторского права.

2. Субъёкты авторского права.

2.1 Граждане России.

2.2 Соавторство.

2.3 Юридические лица, как субъекты авторского права.

2.4 Охрана произведений иностранных граждан.

2.5 Наследники, как субъекты авторских прав.

3. Права авторов.

3.1 Личные неимущественные права авторов.

3.2 Имущественные права авторов.

3.3 Коллективное управление имущественными правами авторов.

3.4 Срок действия авторского права.

4. Авторские договоры.

4.1 Понятие авторского договора.

4.2 Виды авторского договора.

4.3 Лицензии, выдаваемые организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.

4.4 Условия авторского договора.

4.5 Ответственность сторон по авторскому договору.

5. Смежные права.

5.1 Понятие смежных прав.

5.2 Носители смежных прав.

5.3 Права обладателей смежных прав и срок их действия.

6. 3ащита авторских и смежных прав.

6.1 Форма и порядок защиты авторских и смежных прав.

6.2 Способы защиты авторских и смёжных прав., Глава 2. Объекты авторского права

§ 1. Понятие и признаки объекта авторского права

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены).

Итак, под охраной прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и правомочий, с ними связанных. Согласно тексту Всемирной Женевской конвенции (применимого к Российской Федерации) объектом охраны авторского права являются права авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения (ст. 1).

Но прежде всего следует определить, что такое принцип охраны авторского права. Это территориальный и национальный критерий авторского права. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (может быть обнародовано) или если не опубликовано, но находится на территории государства, где испрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964 г. стал применяться принцип гражданства (национальный).

13 стр., 6398 слов

Авторское права и смежные права

... смежных прав, норм авторского права. Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить особенности правового регулирования гражданских отношений, складывающихся по поводу создания и использования объектов авторских и смежных прав. Задача курсовой работы дать определение авторского права ...

Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения. Два данных принципа отражены в российском законодательстве (п. 3 ст. 5 ЗоАП).

Применение двух принципов является верным, т.к. территориальный принцип отвечает прежде всего интересам издателей и книготорговцев, а национальный — интересам авторов.

Согласно п. 1 ст. 6 ЗоАП авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Значит, произведение согласно Закону является объектом авторского права, хотя сам термин в ЗоАП не раскрыт. Правда, из содержания п. 1 и 2 ст. 6 ЗоАП можно сделать вывод о том, что произведение — это результат творческой деятельности автора, выраженной в объективной форме. Профессор В.И. Серебровский под произведением понимает «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». Соответственно объектом авторского права следует считать не просто работу автора и идеи, выраженные автором, а произведения как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.

Наше законодательство (как, впрочем, и международное) закрепляет два легальных критерия охраноспособности объектов авторского права. Авторское право должно распространяться на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся, во-первых, результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

В российском законодательстве признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчеством считается умственная, духовная деятельность человека, завершающаяся созданием объективно новых и творчески самостоятельных результатов науки и искусства. Важным, по мнению большинства ученых, показателем творческого характера произведения является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в новой форме произведения.

Произведения охраняются авторским правом независимо от их назначения, способа выражения и достоинств (п. 2 ст. 6 ЗоАП).

Под назначением произведения понимается предполагаемый или фактический способ его использования. Достоинство — это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность, художественность образов, научная достоверность и др.

Стоит отметить, что в Бернской конвенции не сформулированы конкретные требования к творческому характеру деятельности, хотя в ст. 1 Конвенции объявлена цель — «охрана прав авторов на их литературные и художественные произведения», и сами слова «автор» и «произведение» подразумевают наличие результата творчества.

4 стр., 1579 слов

Административное право . Организационноправовые формы управления транспортом

... формы управления транспортом 1.1 Правовые акты, относящиеся к управлению в области транспорта Данная сфера деятельности регулируется значительным рядом нормативных правовых актов, среди которых можно выделить, например, как: 1.2 Министерство транспорта ... экспертиз, анализов и оценок. В случае необходимости и в пределах своей компетенции Служба имеет право применять меры ограничительного, ...

Следующим критерием охраноспособности является объективная форма произведения. Для того чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме. В пункте 2 ст. 6 ЗоАП перечисляются возможные виды объективных форм:

письменный (рукопись);

  • устный (публичное произнесение речи);
  • звуко- или видеозапись (магнитной, механической, цифровой и т.д.);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина и т.д.);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, не имеет значения способ его выражения (например, поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен на монтажных карточках).

Для авторского права такой способ выражения творческих произведений не играет никакой роли, он все равно будет охраняться авторским правом от действия плагиата. В статье 2 (1) Бернской конвенции говорится: «Литературные, художественные произведения или какие-либо определенные категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме».

Вторую группу изъятия из сферы авторского права составляют случаи свободного репродуцирования опубликованных произведений в единичных экземплярах без извлечения прибыли. Это разрешается делать библиотекам и архивам для замены и дополнения испорченных экземпляров.

Третья группа случаев свободного использования произведения включает публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний (ст. 20 ЗоАП).

Кроме того, допускается воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 22, 23 ЗоАП).

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных.

Пятую группу образуют случаи использования произведений исключительно в личных целях (ст. 18 ЗоАП), ведь при этом вообще не происходит использование произведения в том смысле, какое в него вкладывает законодательство. Например, читая приобретенную книгу, лицо не использует произведение, а удовлетворяет с его помощью свои потребности.

§ 5. Сроки охраны авторского права

Рассматривая права авторов и изъятия из этих прав в целях изучения охраны авторского права, необходимо прежде всего узнать сроки охраны данных прав. Российское авторское право устанавливает единый срок правовой охраны для любых произведений. Так, на основании ст. 27 ЗоАП авторское право действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти, в отличие от личных неимущественных прав, которые охраняются бессрочно. Различия в фактических сроках охраны авторских прав на отдельные виды произведений могут возникать лишь по причинам, связанным с разным порядком определения начального момента охраны. Например, авторское право на анонимное произведение действует в течение 70 лет после даты его правомерного опубликования; произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, охраняются в течение 70 лет после их выпуска.

11 стр., 5143 слов

Курсовая по гражданскому праву. Договор купли-продажи

... договора купли-продажи) и, помимо субъектов договора, его предмета и содержания (прав и обязанностей сторон), включает в него форму договора . Рассмотрим подробнее каждый элемент. 2.2.1 Стороны (субъекты) договора купли-продажи Сторонами договора купли ...

Кроме того, автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти (п. 2 ст. 27 ЗоАП).

Глава 5. Авторский договор

§ 1. Понятие и виды авторских договоров

Автор располагает исключительными правами в отношении своего произведения: может использовать его в любой форме, любым способом. Имущественные права автора могут переходить как по наследству, так и передаваться только по авторскому договору (дело в том, что «переход» более широкое понятие, чем «передача»).

Передача имущественных прав по авторскому договору на практике, по нашему мнению, имеет большое значение. Существование авторского договора помогает реализации охраны авторских прав, а впоследствии и защите авторских прав (например в суде).

Авторский договор представляет собой широкое понятие, означающее, что одна из сторон, субъект авторского права, передает другой стороне, пользователю, имущественные права на условиях и на срок, определенных договором. Поскольку в России авторский договор относится к гражданско-правовым отношениям, к нему применимы нормы Гражданского кодекса РФ (гл. 27-29).

Соответственно, авторский договор — это один из видов договора, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении изменений или прекращения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Проще говоря, это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром (и другими организациями) об использовании произведений литературы, науки или искусства.

Как ранее, так и сейчас авторские договоры делятся на виды в зависимости от вида произведения и способа использования. В связи с этим могут быть выделены договоры на создание и использование литературных, музыкальных, архитектурных и других произведений. Самый распространенный из авторских договоров — издательский договор. Постановочный договор и сценарный договор используют, но все же не так часто, как издательский. Это обусловлено тем, что специфика способа использования существенно влияет на содержание договора. Например, под издательским договором, по мнению Г.Ф. Шершеневича, «…понимается такое соглашение между издателем и автором, в силу которого первый приобретает право и берет на себя обязанности напечатания и распространения за свой счет литературного произведения, принадлежащего второму».

Авторские договоры делятся также на договоры на готовое произведение и договоры заказов (ст. 33 ЗоАП).

Авторский договор заказов предполагает создание произведения в будущем, и при этом автор, в соответствии с условиями договора, обязан создать и передать такое произведение заказчику. В этом случае издатель (организация) стремится подробно регламентировать правоотношения в тексте договора: указывает требования, предъявляемые к будущему произведению, устанавливает сроки и формы сдачи произведения, а также срок и порядок устранения замечаний по произведению. По такому договору автор несет ответственность за взятые на себя обязанности. Кроме того, заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплачивать автору аванс.

10 стр., 4589 слов

Авторское право и Интернет

... впервые были обнародованы в Интернете и лишь спустя некоторое время появились в книжных магазинах. Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, ... их правопреемники, наследники, работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные ...

С принятием Закона «Об авторском праве и смежных правах» законодатель пошел по пути отказа от деления авторского договора на типы, которое было предусмотрено в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. Положения об авторских договорах в ЗоАП предоставляют большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем деление авторских договоров на типы ставится в зависимость от того, становится приобретатель авторских прав по договору единственным обладателем или не становится таковым. В зависимости от этого авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав (ст. 30 ЗоАП).

В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Также следует учитывать, что если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать (п. 8 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47).

Приведем следующий пример. «Акционерное общество «Телекомпания» обратилось в арбитражный суд с иском к государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.

Исковые требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обязанность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на определенных материальных носителях, а ответчика — принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам.

Ответчик возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение, на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.

Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.